Юг – Север: Из чего складывается цена арбуза?

Фото Ratel.kz

Почему фермеры не любят работать с казахстанскими покупателями, а охотнее отдают скупщикам на экспорт, разбирался Кирилл ПАВЛОВ.

Весенние ценовые ралли на картофель и морковь вновь пробудили разговоры о создании оптово-распределительных центров (ОРЦ) и налаживании системы реализации от производителя до потребителя, и, судя по всему, новый и.о. министра сельского хозяйства Ерболат КАРАШУКЕЕВ как раз и собирается сконцентрироваться на работе с ОРЦ.

Чтобы понять, почему голубая мечта властей о создании механизма “от поля до прилавка” не заработает никогда, ровным счетом, как и ОРЦ не будут заполняться товаром, надо понимать, как устроен рынок овощей в Казахстане.

Пока весь Казахстан возмущался гигантскими ценами на картофель, привезенный из Египта, Ирана и Таджикистана, фермеры Туркестанской области ухаживали за полями и готовились “сорвать джек-пот” на картошке. Первые, кто получил урожай раннего картофеля, продавали его “с поля” по 220 тенге за килограмм, затем чуть дешевле. Сейчас же на рынке обилие так называемого “массового картофеля” непромышленного производства, в следствие чего – сезонное удешевление.

Однако давайте попробуем разобраться, из чего состоит цена на овощи и бахчевые, которые вы покупаете в магазине у дома или на рынке.

Немного забегая вперёд,отмечу, что весомая часть урожая с юга Казахстана уходит в Россию, а мы очень часто едим привозную картошку из Узбекистана, которую продают под видом отечественной.

Итак, что касается продукции на поле, здесь очень важно понимать, что к моменту созревания урожая фермер уже должен за него порядка 50-70% от выручки, что планирует получить. В себестоимость продукции уже легли семена или рассада, труд рабочих, найм или ремонт техники, дизельное топливо, стоимость воды для полива, удобрений, пестицидов (да-да, у нас ими пользуются 99% крестьян) и еще предстоит оплатить работу сборщиков.

Поэтому фермер согласен только на один вариант – нал на поле. Всё остальное его не устраивает. Кстати, одна из причин, почему фермеры не любят работать с казахстанскими покупателями, а охотнее отдают скупщикам на экспорт.

Скупщик – очень важная часть цепочки, он, как правило, состоит в доверительных отношениях с фермером, отдаёт задаток при покупке и гарантирует оплату урожая после погрузки. Он же занимается оформлением документов – фитосанитарных сертификатов на экспорт или карантинных, если груз перемещается внутри страны. В среднем скупщик имеет фиксированную ставку за сделку, около 100 000 тенге за фуру.

Для примера я взял расчёты двухнедельной давности по арбузам, с отправкой тентованного КамАЗа с прицепом, общим весом 33 тонны, в самую северную точку страны – Петропавловск. Цена за один килограмм арбузов в тот момент составляла 85-90 тенге. Еще 1 тенге за каждый килограмм необходимо оплатить грузчикам, 30 000 тенге будет стоить оформление документов (которые по закону должны выдаваться бесплатно), стоимость услуг посредников 100 000 тенге. Стоимость транспортных услуг арбузов до СКО мне обозначили в размере 30 тенге за килограмм, что в итоге составило почти миллион тенге. Таким образом, у 33 тонн груза сформировалась стоимость:

  • Арбуз на поле – 2 700 000 тенге;
  • Грузчики – 33 000 тенге;
  • Фитосертификат – 30 000 тенге;
  • Логистика – 990 000 тенге;
  • Услуги скупщика – 100 000 тенге.

ИТОГО стоимость груза с доставкой до Петропавловска обошлась бы в 3 838 000 тенге, что в итоге сформировало бы цену на 1 кг арбуза в 115 тенге.

Таким образом, в структуре цены в процентном соотношении:

  • Сам товар – 78%;
  • Погрузка – 0,86%;
  • Документы – 0,79%;
  • Логистика – 26%;
  • Посредник – 2,6%.

При этом, цена на арбузы аналогичного качества в Петропавловске на тот момент доходила до 140 тенге за килограмм. 

Конечно, перед тем как продовольствие попадает на прилавок возле вашего дома, свою долю в цену включат оптовый продавец и обычный продавец, но и это неизбежно, поскольку фермер не будет сам возить на базар и продавать продукцию, только если это не мелкотоварное производство. Фермер умеет заниматься сельским хозяйством и рассчитывать, что он начнёт двигаться в рамках разработанной кем-то маркетинговой стратегии, без ущерба для основной деятельности – как минимум бессмысленно.

Фото погрузки арбузов (фото Телеграмм/канал @kirill.pavlov.kz)

Источник: https://ratel.kz

Поделиться